ФЭНДОМ

Источник Infodon.org.ua.

02.02.2008 00:00 Алексей Федько.

Енакиев Федор ЕгоровичПравить

Среди плеяды предпринимателей конца XIX в. особую роль сыграли выходцы из дворянского сословия: они не располагали как правило, значительным денежным состоянием, но благодаря своему интеллектуальному уровню и знаниям сумели занять достойное место среди предпринимательской элиты Донбасса. К их числу относится и Федор Егорович Енакиев (1852-1915).

Будущий донецкий промышленник родился 11 января 1852 г. в семье потомственных дворян: отец, Егор Васильевич Енакиев, майор жандармского управления, был выходцем из Херсонской губернии и служил начальником Динаурского участка жандармс-ко-полицейского управления Петербургско-Варшавской железной дороги. За государственную службу был награжден орденами Святого Станислава II и III степеней, серебряной медалью короля Пруссии и многими другими наградами. Мать, Косовская Михалина Антоновна, была дочерью коллежского ассесора [1].

Федор рос старшим в большой и дружной семье, где, кроме него, было еще семеро детей. После успешного получения среднего образования на семейном совете юноша объявил о том, что станет поступать в Институт инженеров путей сообщения. В тот период в России начался бум железнодорожного частного строительства, так называемая «концессионная горячка», которая дала толчок стремительному развитию транспортной отрасли.

Окончив в 1876 г. институт, Ф. Енакиев вместе с институтским дипломом и званием гражданского инженера получает право на чин коллежского секретаря в случае «вступления в государственную службу» [2]. Способный молодой специалист-путеец неуклонно продвигается по служебной лестнице и за тридцать лет вырастает от коллежского секретаря до статского советника. Свою трудовую биографию он начал на Николаевской железной дороге, потом переходит в Главное общество Российских железных дорог, где работает в Главном комитете для сбора пожертвований в пользу детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии, [3] а затем — в Общество Балтийской Железной дороги.

Разноплановая деятельность, которой пришлось заниматься ф. Енакиеву, дала ему возможность не только детально изучить железнодорожное хозяйство, но и наработать влиятельные связи среди отечественных и зарубежных бизнесменов. В 1886 г. он входит в состав правления Общества Балтийской железной дороги, а затем избирается директором этой организации, работая в этой должности до 1893 г.

Удачно складывается и его семейная жизнь. В 1885 г. в Санкт-Петербурге в возрасте 33 лет в церкви Святого Благоверного Князя Александра Невского он венчается с дочерью тайного советника Анной Винберг. Счастливый брак дал им пятеро детей: трех сыновей и двух дочерей. В полной мере раскрывается и предпринимательский талант Ф. Енакиева.

В ту пору российское правительство с целью подъема сельскохозяйственного производства начинает стимулировать элеваторное дело, считая, что его развитие даст значительный экономический эффект и поднимет хлебную торговлю. Видя перспективность развития этого направления, Ф. Енакиев с 1889 и по 1901 гг. становится членом Петербургского элеваторного акционерного общества, параллельно продолжая работу в области железнодорожного бизнеса [4].

В начале 90-х гг. он учреждает Общество подъездных железнодорожных путей и активно берется за его организацию. Однако и этого ему оказывается мало. Именно на то время приходится активизация иностранного капитала на промышленном рынке России. Инвестиции вкладываются как в акционерные общества, учрежденные за границей, но имевшие свои предприятия в России, так и в «родные», российские акции и облигации, которые котировались достаточно высоко на зарубежных биржах. Из общей суммы (примерно 2 млрд. руб. таких капиталовложений) около 1,5 млрд. приходилось на промышленность, 0,3 млрд. — на кредитные, страховые и торговые предприятия, 0,2 млрд. — на городскую недвижимость и строительство. При этом более половины иностранных инвестиций в промышленности приходилось на горное дело, около четверти — на металлообработку, свыше десятой части — на текстильное производство.

Иностранные вложения в такие предприятия приходили из Франции (на 1/3), Великобритании (на 1/4), Германии (на 1/5) и Бельгии (на 1/7). Используя наработанные связи и возникшие возможности, Ф. Енакиев выдвигает идею создания Русско-бельгийского общества для организации металлургического предприятия в Донбассе. При этом он исходил из успешного опыта работы юзовского «Новороссийского Общества каменноугольного, железного и рельсового производства», развернутого англичанином Дж. Юзом.

Обосновав свои идеи и изучив возможности строительства металлургического завода в Донецком крае, Ф. Енакиев начинает искать сторонников и финансы для реализации этого проекта. В конечном итоге его идею поддерживают инженер Б. А. Яловецкий и бельгийские предприниматели Октав Неф-Орбан и Оскар Бие. Ф. Енакиев садится за разработку устава Русско-Бельгийского общества и 28 ноября 1894 г. подает его на рассмотрение Министерства финансов, которое весной 1895 г. представило его на утверждение Комитета министров. Кроме этого он направляет прошение Министру путей с просьбой предоставления правительственных заказов, в котором пишет: «Имею честь доложить Вашему Высокопревосходительству, что мы решились образовать в России Металлургическое предприятие. С этой целью означенные лица вошли в предварительное соглашение с одним из крупных землевладельцев в Донецком бассейне на покупку принадлежащих ему земель, изобилующих минеральными богатствами, каменным углем и железною рудою, и заключили условия с первоклассными кредитными учреждениями относительно реализации весьма значительного акционерного капитала. Техническая сторона предприятия обставлена таким образом, что рядом с лучшими русскими специалистами Общество будет пользоваться сотрудничеством упомянутых выше бельгийских заводов в области металлургического производства и постройки подвижного состава. С финансовой стороны за русскими капиталами оставлено преобладающее значение в развитии всего дела… к началу 1897 г. заводы НОВОГО общества могут быть вполне закончены и пущены в действие для изготовления рельс, скреплений и других принадлежностей пути и подвижного состава железных дорог» [5].

Высказывая свое мнение по поводу утверждения этого документа, министр финансов С. Ю. Витте в своем заключении писал: «Увеличение производства железа, стали и изделий из них, а равно расширение машиностроения приобретает особенно важное значение в настоящее время ввиду неотложной необходимости удовлетворения потребностей строящейся Великой Сибирской дороги, а также ввиду предпринятой постройки линии от Вологды до Архангельска и предложенного постепенного сооружения сети местных железных дорог удешевленного типа… Поэтому всякий почин со стороны частных лиц в деле развития нашей металлургической, машинно-кораблестроительной промышленности представлялся бы заслуживающим поощрения. Но рассчитывать на учреждение в этой области содействия отечественных капиталов едва ли ныне представляется возможным как ввиду недостаточности у нас свободных капиталов, так и, в особенности, вследствие слабого проявления со стороны русских капиталистов склонности к направлению предприимчивости на металлургическое производство… Полагал бы разрешить инженерам: титулярному советнику Ф. Е. Енакиеву, надворному советнику Б. А. Яловецкому и бельгийским подданным Октаву Неф-Орбана и Оскару Бие учредить на основании прилагаемого при сем проекта устава акционерное общество под названием Русско-Бельгийское металлургическое общество» [6].

Рассмотрев представленный устав, правительство 2 июня 1895 г. утверждает его, а 19 июня в С— Петербурге состоялось собрание акционеров и выборы правления [7].

К началу работ по строительству предприятия основной капитал общества составил 8 млн. руб. (уставный — 20 млн. руб.). 25 января 1897 г. был произведен выпуск акций на 2 млн. руб. — 8 тыс. акций по 250 руб.; 23 марта 1900 г. — на 5 млн. руб. — 2000 акций по 250 руб.; 2 августа 1911 г. — на 5 млн. руб. — 20000 акций по 250 руб. [8].

С этого времени начинается активная деятельность Ф. Енакиева в Донбассе. Изучив возможные варианты по строительству завода, он останавливается на селении Софиевка, расположенном возле речки Садки. Обосновывая перед компаньонами свой выбор, приводит следующие аргументы. Во-первых, здесь уже действовал до начала 1868 г. опытный чугуноплавильный завод, названный в честь Петра I Петровским. Во-вторых, имелись рабочие кадры, получившие определенную квалификацию на ранее действовавшем заводе. И, в-третьих, имелся перспективный рынок сбыта продукции в связи с активизацией железнодорожного строительства и переоснащением Военно-морского Черноморского флота.

В итоге Ф. Енакиев добивается того, что в 1895 г. в трех километрах от старого завода, на землях, приобретенных Русско-Бельгийским обществом у князя Долгорукого, началось сооружение нового металлургического завода, получившего то же название — Петровский [9].

Строительство продолжалось почти два года и потребовало от начинающего донецкого промышленника напряженной и кропотливой работы — по подбору специалистов и рабочих кадров, отработке технологических циклов, закупкам и транспортировке необходимых механизмов и материалов. Напряженная работа не пропала даром: 27 ноября 1897 г. была задута первая доменная печь и получены первые пуды металла.

В приемочном акте государственной комиссии отмечалось: «Завод состоит из двух доменных печей с суточной производительностью 18000 пудов чугуна, с плавкой на криворожских и местных рудах, 120 коксовых батарей, двух конверторов проектной мощностью 36000 пудов стали, двух угольных шахт, рельсопрокатного отделения, бессемеровского и мартеновского цехов» [10].

Одновременно с заводом были построены каменноугольные рудники: Веровский, Нарьевский, Бунге. Рядом с предприятиями росли рабочие поселки, которые вбирали в себя как местных жителей, так и пришедших на заработки людей из различных регионов Украины и России.
Ф. Енакиев большое внимание уделял развитию социальной инфраструктуры заводских поселков. Отмечая его заслуги в этом направлении, Бахмутское уездное и Екатеринославское губернское земские собрания в 1898 г. приняли решение местность, где были расположены Петровский завод, рудники и поселки Русско-Бельгийского металлургического общества, назвать именем его основателя — Енакиево [11]. Аналогичное название получила и железнодорожная станция. К 1916 г. здесь проживало 16 тысяч человек. В центре Енакиево стояли две каменные церкви, молитвенный дом, костел, синагога, 4 двухэтажных и 20 одноэтажных домов для бельгийских специалистов и предпринимателей, 2 гостиницы, почта, столовая. Была построена заводская больница, где в 1912 г. работало 3 врача и 3 фельдшера, обслуживающие 185 коек.

Жители могли провести свой досуг в «Народном доме», кинематографе «Иллюзия», клубе работников металлургического завода, библиотеке потребительского товарищества. Дети работников Русско-Бельгийского общества учились в четырехклассной местной и заводской школах, трехклассной церковноприходской и двухклассной школах Товарищества помощи бедным евреям.

Завод постепенно расширялся и набирал силу. К 1899 г. здесь работало уже 2665 человек. В 1900 г. задувается третья домна и начинает действовать 20-тонная мартеновская печь. В последующие четыре года, благодаря постоянным усилиям Ф. Енакиева, вступают в строй еще две мартеновские печи и мелкосортный стан «360». Енакиевский завод становится одним из крупнейших на юге страны, работая в основном по государственным заказам, производя рельсы для новых железных дорог.

Но неугомонная натура Ф. Енакиева требует новых дел. В промежутках между напряженной работой по руководству заводом он разрабатывает проект железнодорожной линии Штеровка — Мариуполь, тем самым, открыв дорогу углю Луганщины на рынки сбыта страны [12].

В 1901 г. совместно с рядом предпринимателей он учреждает Русско-Персидское общество для эксплуатации медных, серебро-свинцовых рудников Персии, которое начинает успешно вести дела в этой восточной стране. Деятельность общества была высоко оценена персидским правительством, в результате чего Ф. Енакиев из рук шаха Персии получает одну из высших наград страны — «Орден Льва и Солнца» второй степени с красной лентой [13].

В этот период в угольной промышленности региона складывается сложная обстановка, связанная с проблемой диспропорции между спросом на уголь и его предложением. Чтобы выйти из этой ситуации, ряд промышленников предложили создать синдикат «Продуголь». Однако решение этого вопроса затягивалось на правительственном уровне. К лоббированию этого проекта подключается Ф. Енакиев. По просьбе известного промышленника Н. С. Авдакова он пишет письмо в Министерство финансов, в котором он прямо заявляет, что «Скорейшее утверждение означенного устава (синдиката «Продуголь») является необходимым условием осуществления столь желанного для огромного большинства углепромышленников синдиката». В определенной степени это способствовало положительному решению данного вопроса, и 25 февраля 1906 г. состоялось учредительное собрание этой новой организации [14].

В мае 1905 г., когда в стране происходили известные революционные события, Ф. Енакиев вместе с другими известными представителями бизнеса избирается в специальное бюро, которому поручается срочно разработать «программу политико-экономических пожеланий, которые по возможности удовлетворяли бы потребностям промышленности и торговли». Подготовленный документ, названный «Политическая и экономическая программа русских торговцев и промышленников», был вынесен на обсуждение «собрания промышленников» Петербурга 25 июня 1905 г. В нем заявлялось, что «торговля и промышленность могут существовать и развиваться только при спокойной и закономерной государственной жизни», при этом признается «необходимым и неизбежным планомерное покровительство всем отраслям народного труда» и необходимость «децентрализации государственной власти» с тем, чтобы предоставить больше прав местным организациям и учреждениям [15].

Современники отмечают Ф. Енакиева как человека высокообразованного, «американского склада действий», недюжинного ума, сочетавшего в себе не только живость общения, но и деловую осторожность [16]. В мае 1900 г. он получает подтверждение статуса потомственного дворянства. В соответствующем документе по этому поводу говорится: «По указу Его Императорского Величества, Правительствующий Сенат слушали: записку из дела по прошению Коллежского ассесора Федора Егоровича Енакиева о признании его с женою и детьми в потомственном дворянстве и о выдаче ему в том свидетельства, копии… Приказали: Усматривая из представленных документов, что Егор Васильев Енакиев состоял на службе, 21 октября 1839 г. был произведен в прапорщики каковым чином, в силу 19 ст. I. IX. Зак. Сост. изд. 1842 г. и приобрел потомственное дворянство, и что от него, Енакиева, уволенного от службы Майором в 1868 г. а жены его, Михалины Антоновой, родился сын Федор, ныне коллежский Ассесор, Инженер Путей Сообщения, и от сего и жены его Анны Федоровой — дети: Федор, Георгий, Елизавета и Борис, Правительствующий Сенат, на основании приведенного закона, а также ст. 39,44,62,263,275 того же I. IX. изд. 1879 г. определяет: при-Знать Коллежского Ассесора Федора Егоровича Енакиева с поименованными женою и детьми его в потомственном дворянстве, с правом на внесения во вторую часть дворянской родословной книги, и выдать ему свидетельство на это достоинство, копию с настоящего определения и по Высочайшему утверждении герба его, копию с него, о чем для объявления просителю и вручению ему документов» [17]. Он пользуется заслуженным авторитетом и уважением среди предпринимателей, избирается руководителем и членом правления 6 различного рода коммерческих и промышленных структур, среди которых Общество Северо-Донецкой железной дороги, Русско-Бельгийское металлургическое общество, Русское паровозостроительное и механическое общество, Компания С-Петербургского металлического завода и другие [18].
Федор Егорович Енакиев внезапно умер в ночь на 29 января 1915 г. в одном из санаториев под Москвой. В некрологе, помещенном в журнале «Горнозаводское дело» № 5 за 1915 г., говорилось о том, что он «вечно носился с проектами широкого размаха, а доброта и отзывчивость оставили светлое воспоминание У тех, кто его знал» [19].

На память Донбассу он оставил целый город, который и ныне успешно выплавляет металл и гордо носит имя своего создателя.
Литература:

  1. Гришина Н. Основателю города — 150 лет // Енакиевский рабочий.— 2002.— 12 января.— С. 5; Давший имя городу// Встреча.- 1993.- № 5.- С. 3.
  2. Давший имя городу // Встреча.— 1993.— № 5.— С. 3.
  3. Граду начало положивший // Донбасс православный.— 2002.- Январь-февраль.— № 1 (49).— С. 9.
  4. Гришина Н. Основателю города — 150 лет // Енакиевский рабочий.— 2002.— 12 января.— С. 5.
  5. Н. Заря. Где быть памятнику Федору Енакиеву // Енакиевский рабочий.— 1999.— 23 октября.— С. 2
  6. Енакиевский металлургический завод: Очерки.— Донецк: Донбасс, 1973.- С. 13.
  7. Дворянин, инженер, предприниматель… // За металл.— 2002.- 12 января.-С. 1.
  8. Енакиевский металлургический завод.— С. 13.
  12. Горбунев г. Давший городу имя // За металл.— 1991.— 13 апреля.— С. 3.
  14. Бовыкин В. И. Формирование финансового капитала в России.— М.: Наука, 1984.— С. 202-203.
  15. Шепелев Л. Е. Царизм и буржуазия в 1904—1914 гг.— Л.: Наука, 1987.- С. 79.
  16. Наш город // Встреча.— 1993.- № 5.- С. 1.
  17. Мозговой В. И., Ляшенко В. г. Там, где было Дикое поле…— Донецк: «Кардинал», 2001.— С. 245.
  18. Боханов А. Н. Крупная буржуазия России.— М.: Наука, 1992.— С. 204; Боханов А. Н. Деловая элита России. 1914 г.— М: Б. и., 1994.- С. 139.
  19. Короткой строкой // Встреча.— 1993.— № 5.— С. 1.

Источник:*Нестерцов В.Д., Нестерцова С.М., Щербинина Е.В. Деловая элита Донбасса XIX — начало XX вв.: Монография.— Донецк: ООО «Юго-Восток, Лтд», 2007,—179 с.

РесурсыПравить

Персоналии Литература Ссылки