ФЭНДОМ

Источник

Светлана Нестерцова, Владимир Нестерцов, кандидаты исторических наук. ---

"Белая кость" и черный металл

Ему было дано оставить на память о себе целый город собственного имени Среди плеяды предпринимателей конца ХIХ века особую роль сыграли выходцы из дворянского сословия: они не располагали, как правило, значительным денежным состоянием, но благодаря своему интеллектуальному уровню и знаниям сумели занять достойное место среди предпринимательской элиты Донбасса. К их числу относится и Федор Егорович ЕНАКИЕВ . Будущий донецкий промышленник родился 11 января 1852 года в семье потомственных дворян: отец, Егор Васильевич Енакиев , был выходцем из Херсонской губернии. За государственную службу был награжден орденами Святого Станислава II и III степеней, серебряной медалью короля Пруссии и многими другими наградами. Мать была дочерью коллежского ассесора. Федор рос старшим в большой и дружной семье, где, кроме него, было еще семеро детей. После успешного получения среднего образования на семейном совете юноша объявил о том, что станет поступать в Институт инженеров путей сообщения. В тот период в России начался бум железнодорожного частного строительства, так называемая "концессионная горячка", которая дала толчок стремительному развитию транспортной отрасли. Окончив в 1876 году институт, Ф. Енакиев вместе с институтским дипломом и званием гражданского инженера получает право на чин коллежского секретаря в случае "вступления в государственную службу". Способный молодой специалист-путеец неуклонно продвигается по служебной лестнице и за тридцать лет вырастает от коллежского секретаря до статского советника. Свою трудовую биографию он начал на Николаевской железной дороге, потом переходит в Главное общество Российских железных дорог, где работает в Главном комитете для сбора пожертвований в пользу детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии, а затем - в Общество Балтийской железной дороги. Разноплановая деятельность, которой пришлось заниматься Ф. Енакиеву , дала ему возможность не только детально изучить железнодорожное хозяйство, но и наработать влиятельные связи среди отечественных и зарубежных бизнесменов. В 1886 году он входит в состав правления Общества Балтийской железной дороги, а затем избирается директором этой организации, работая в этой должности до 1893 года. Удачно складывается и его семейная жизнь. В 1885 году в Санкт- Петербурге в возрасте 33 лет в церкви Святого Благоверного Князя Александра Невского он венчается с дочерью тайного советника Анной Винберг. Счастливый брак дал им пятеро детей: трех сыновей и двух дочерей. В полной мере раскрывается и предпринимательский талант Ф. Енакиева .

"Тот ищет возможности..."

В ту пору российское правительство с целью подъема сельскохозяйственного производства начинает стимулировать элеваторное дело, считая, что его развитие даст значительный экономический эффект и поднимет хлебную торговлю. Видя перспективность развития этого направления, Ф. Енакиев становится членом Петербургского элеваторного акционерного общества, параллельно продолжая работу в области железнодорожного бизнеса. В начале 90-х годов он учреждает Общество подъездных железнодорожных путей и активно берется за его организацию. Однако и этого ему оказывается мало. Именно на то время приходится активизация иностранного капитала на промышленном рынке России. Инвестиции вкладываются как в акционерные общества, учрежденные за границей, но имевшие свои предприятия в России, так и в "родные", российские, акции и облигации которых котировались, однако, на зарубежных биржах. Из общей суммы (примерно 2 млрд. руб. таких капиталовложений) около 1,5 млрд. приходилось на промышленность, 0,3 млрд. - на кредитные, страховые и торговые предприятия, 0,2 млрд. - на городскую недвижимость и строительство. При этом более половины иностранных инвестиций в промышленности приходилось на горное дело, около четверти - на металлообработку, свыше десятой части - на текстильное производство. Иностранные вложения в такие предприятия приходили из Франции (на 1/3), Великобритании (на 1/4), Германии (на 1/5) и Бельгии (на 1/7). Используя наработанные связи и возникшие возможности, Ф. Енакиев выдвигает идею создания Русско-бельгийского общества для организации металлургического предприятия в Донбассе. При этом он исходил из успешного опыта работы юзовского "Новороссийского Общества каменноугольного, железного и рельсового производства", развернутого англичанином Дж. Юзом. Обосновав свои идеи и изучив возможности строительства металлургического завода в Донецком крае, Ф. Енакиев начинает искать сторонников и финансы для реализации этого проекта. В конечном итоге его идею поддерживают инженер Б. Яловецкий и бельгийские предприниматели Октав Неф-Орбан и Оскар Биэ. Ф. Енакиев садится за разработку устава Русско-бельгийского общества и подает его на рассмотрение Министерства финансов, которое весной 1895 года представило его на утверждение Комитета министров. Высказывая свое мнение по поводу утверждения этого документа, министр финансов С. Витте в своем заключении писал: "Увеличение производства железа, стали и изделий из них, а равно расширение машиностроения приобретает особенно важное значение в настоящее время ввиду неотложной необходимости удовлетворения потребностей строящейся Великой Сибирской дороги, а также ввиду предпринятой постройки линии от Вологды до Архангельска и предложенного постепенного сооружения сети местных железных дорог удешевленного типа: Поэтому всякий почин со стороны частных лиц в деле развития нашей металлургической, машинно-кораблестроительной промышленности представлялся бы заслуживающим поощрения. Но рассчитывать на учреждение в этой области содействия отечественных капиталов едва ли ныне представляется возможным как ввиду недостаточности у нас свободных капиталов, так и, в особенности, вследствие слабого проявления со стороны русских капиталистов склонности к направлению предприимчивости на металлургическое производство: полагал бы разрешить инженерам: титулярному советнику Ф. Е. Енакиеву , надворному советнику Б. А. Яловецкому и бельгийским подданным Октаву Неф-Орбану и Оскару Биэ учредить на основании прилагаемого при сем проекта устава акционерное общество под названием Русско-бельгийское металлургическое общество". Рассмотрев представленный устав, правительство 2 июня 1895 года утверждает его.

Начало - полдела

К началу работ по строительству предприятия основной капитал общества составил 8 млн. рублей (уставный - 20 млн. рублей). 25 января 1897 г. был произведен выпуск акций на 2 млн. руб. - 8 тыс. акций по 250 рублей; 23 марта 1900 г. - на 5 млн. руб. - 2000 - акций по 250 руб.; 2 августа 1911 г. - на 5 млн. руб. - 20000 акций по 250 руб. С этого времени начинается активная деятельность Ф. Енакиева в Донбассе. Изучив возможные варианты по строительству завода, он останавливается на селении Софиевка, расположенном возле речки Садки. Обосновывая перед компаньонами свой выбор, приводит следующие аргументы. Во-первых, здесь уже действовал до начала 1868 года опытный чугуноплавильный завод, названный в честь Петра I Петровским. Во-вторых, имелись рабочие кадры, получившие определенную квалификацию на ранее действовавшем заводе. И, в- третьих, имелся перспективный рынок сбыта продукции в связи с активизацией железнодорожного строительства и переоснащением Военно- морского черноморского флота. В итоге Ф. Енакиев добивается того, что в 1895 году в трех километрах от старого завода, на землях, приобретенных Русско- бельгийским обществом у князя Долгорукого, началось сооружение нового металлургического завода, получившего то же название - Петровский. Строительство продолжалось почти два года и потребовало от начинающего донецкого промышленника напряженной и кропотливой работы - по подбору специалистов и рабочих кадров, отработке технологических циклов, закупкам и транспортировке необходимых механизмов и материалов. Напряженная работа не пропала даром: 27 ноября 1897 г. задута первая доменная печь и получены первые пуды металла. В приемочном акте государственной комиссии отмечалось: "...Завод состоит из двух доменных печей с суточной производительностью 18000 пудов чугуна, с плавкой на криворожских и местных рудах, 120 коксовых батарей, двух конверторов проектной мощностью 36000 пудов стали, двух угольных шахт, рельсопрокатного отделения, бессемеровского и мартеновского цехов". Одновременно с заводом были построены каменноугольные рудники: Веровский, Нарьевский, Бунге. Рядом с предприятиями росли рабочие поселки, которые вбирали в себя как местных жителей, так и пришедших на заработки людей из различных регионов Украины и России. Ф. Енакиев большое внимание уделял развитию социальной инфраструктуры заводских поселков. Отмечая его заслуги в этом направлении, Бахмутское уездное и Екатеринославское губернские земские собрания в 1898 г. приняли решение местность, где были расположены Петровский завод, рудники и поселки Русско-бельгийского металлургического общества, назвать именем его основателя - Енакиевом . Аналогичное название получила и железнодорожная станция. К 1916 году здесь проживало 16 тысяч человек. В центре Енакиева стояли две каменные церкви, молитвенный дом, костел, синагога, 4 двухэтажных и 20 одноэтажных домов для бельгийских специалистов и предпринимателей, 2 гостиницы, почта, столовая. Была построена заводская больница, где в 1912 г. работало 3 врача и 3 фельдшера, обслуживающие 185 коек. Жители могли провести свой досуг в "Народном доме", кинематографе "Иллюзия", клубе работников металлургического завода, библиотеке потребительского товарищества. Дети работников Русско-бельгийского общества учились в четырехклассной местной и заводской школах, трехклассной церковноприходской и двухклассной школах Товарищества помощи бедным евреям.

На подъеме

Завод постепенно расширялся и набирал силу. К 1899 году здесь работало уже 2665 человек. В 1900 году задувается третья домна и начинает действовать 20-тонная мартеновская печь. В последующие четыре года, благодаря постоянным усилиям Ф. Енакиева , вступают в строй еще две мартеновские печи и мелкосортный стан "360". Енакиевский завод становится одним из крупнейших на юге страны, работая в основном по государственным заказам, производя рельсы для новых железных дорог. Но неугомонная натура Ф. Енакиева требует новых дел. В промежутках между напряженной работой по руководству заводом он разрабатывает проект железнодорожной линии Штеровка - Мариуполь, тем самым открыв дорогу углю Луганщины на рынки сбыта страны. В 1901 г. совместно с рядом предпринимателей он учреждает Русско-персидское общество для эксплуатации медных, серебро-свинцовых рудников Персии, которое начинает успешно вести дела в этой восточной стране. Деятельность общества была высоко оценена персидским правительством, в результате чего Ф. Енакиев из рук шаха Персии получает одну из высших наград страны "Орден Льва и Солнца" второй степени с красной лентой. Современники отмечают Ф. Енакиева как человека высокообразованного, "американского склада действий", недюжинного ума, сочетавшего в себе не только живость общения, но и деловую осторожность. Федор Егорович Енакиев внезапно умер в ночь на 29 января 1915 г. под Москвой. В некрологе, помещенном в журнале "Горнозаводское дело" ° 5 за 1915 г., говорилось о том, что он "вечно носился с проектами широкого размаха, а доброта и отзывчивость оставили светлое воспоминание у тех, кто его знал". На память Донбассу он оставил целый город, который и ныне успешно выплавляет металл и гордо носит имя своего создателя.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики