ФЭНДОМ

Проект

Основы развития современных городов (1911)

Енакиев Ф.Е. Основы развития современных городов // Труды IV Съезда Русских Зодчих. - СПб.: Государственная Типография, 1911. - С. 607-625.

Из хроники АХ: 1911, 4 января. - В конференц-зале под председательством президента великой княгини Марии Павловны начал работу IV Всероссийский съезд зодчих. В связи с этим в Академии и в Соляном городке организованы архитектурные выставки.
О съездах... (Кириченко Е.И.)

Сергей Глезеров. План инженера Енакиева // Строй-Бизнес Маркет. 29 Марта 2004. [1]
"Широкие преобразовательные течения в главных европейских столицах не коснулись пока Петербурга и Москвы", - констатировал в 1912 году инженер Енакиев, выступивший с грандиозным планом переустройства Петербурга. "Дело преобразования Петербурга выдвигает сама жизнь", - утверждал он. Современное состояние Петербурга инженер Енакиев считал неудовлетворительным, а потому предлагал конкретные меры к его "оздоровлению". Особое внимание Енакиев уделял Варшавскому вокзалу...

Задачи преобразования Петербурга (1912)

Енакиев Ф.Е. Задачи преобразования С.-Петербурга: Исслед. Ф.Е. Енакиева, инж. пут. сообщ. - СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1912. - 84 с., 21 илл. ISBN 978-5-458-15747-6 Читать Скачать
(коллекционный экземпляр книги с дарственной надписью автора, министру финансов России С. Ю. Витте)

О проекте

Введение "... Совместно с Л.Бенуа и М.Перетяковичем Федор Егорович подготовил план перестройки Петербурга. Он предложил воздвигнуть в северной столице новые здания ратуши и Государственной думы. Его доклад на 4 съезде русских зодчих "Основы развития современных городов" вызвал широкий общественный резонанс, а исследования "Задачи преобразования Петербурга" и сегодня изучается российскими градостроителями. Достаточно сказать, что Енакиев первым в России предложил построить в столичном Петербурге пассажирское метро. Как известно, эта идея была реализована коммунистами в Москве лишь в 30-х годах ..." [2]

"...профессор Л.Н. Бенуа выступил в Собрании Академии художеств с предложением о частичном изменении уличной сети центра Петербурга. В частности, Бенуа предложил проложить новые улицы, чтобы разгрузить от транспорта Невский и Каменностровский проспекты. Позднее, в 1910 году, Л.Н. Бенуа в сотрудничестве с архитектором М.М. Перетятковичем и инженером Ф.Е. Енакиевым разработал более подробный проект. Он предусматривал не только создание магистрали – дублёра Невского проспекта, но и реконструкцию других участков города, например восстановление исторической планировки в районе Михайловского замка, прокладку новых скоростных транспортных магистралей путем перекрытия Екатерининского и Крюкова каналов, ряд мероприятий по совершенствованию городского хозяйства. План Бенуа и его сотрудников остался проектом. Городская дума не решилась поддержать этот план: он показался думским деятелям слишком радикальным, да к тому же не обещал владельцам городских участков очевидных выгод."
(Лисовский В.Г. И. А. Фомин. - Л.: Лениздат, 1979. С. 42)

"... Тем не менее некоторые проекты того времени, касающиеся Петербурга, представляют значительный интерес. Среди них проект преобразования части Петербурга и прокладки новых магистралей, разработанный в 1910 г. архитекторами Л.Н. Бенуа, М.М. Перетятковичем и путейским инженером Ф.Е. Енакиевым..."
(Пилявский В.И, Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. С.??.) Ретроспективизм

Шведский переулок

"... Шведского переулка коснулся один из интереснейших градостроительных проектов начала 20 века. В 1910 году инженер Ф.Е. Енакиев и архитектор Л.Н. Бенуа при участии М.М. Перетяковича выдвинули грандиозный проект преобразования Петербурга. Авторы, в частности, пытались решить задачу, которая и поныне остается актуальной: создать новую улицу дублер Невского проспекта. Она должна была пересекать Б. Конюшенную улицу по трассе Шведского переулка. Проект остался нереализованным..."

Крюков канал, Никольский рынок

В 1910–е годы Никольский рынок и его окружение оказались в центре пристального внимания архитекторов Л.Н. Бенуа и М.М. Перетятковича. Совместно с инженером путей сообщения Ф.Е. Енакиевым они выступали с интересными предложениями по переустройству центра города. Они предлагали заключить в трубу Крюков канал и на его месте сделать бульвар. Никольский рынок намечалось перестроить в Гостиный двор.
Но все закончилось на стадии обсуждения проектов. Енакиев умер, а Бенуа и Перетяткович занялись другими проектами. В 1930 году в Никольском рынке разместился завод эмалированной посуды ..." [3]

Певческий мост

"...В архивных документах предреволюционных лет найдены лишь материалы 1910 года, касающиеся Певческого моста, относящиеся к проекту инженера путей сообщения Ф.Е. Енакиева. В том году Ф.Е. Енакиев выступил с проектом грандиозных преобразований в Петербурге, по которому Певческому мосту отводилась роль связующего звена между центральными районами города. Городская дума рассматривала проект с большим запозданием, накануне Первой мировой войны, причем отозвалась положительно, но в августе 1914 года началась война, да и автор к тому времени скончался..."
(Волкова М.П. История Певческого моста через Мойку в Санкт-Петербурге // История Петербурга. - №6 (40). - 2007. - C. 78) [4]

Литовский замок

...Оригинальное в плане здание - неправильный 5-угольник с круглыми башнями на углах - было возведено в 1798-1799 гг. по проекту архитектора И.Е. Старова, известного мастера классицизма.
Название оно получило от разместившегося в нем Литовского мушкетерского полка. В 1823-1826 гг. архитектор И.И. Шарлемань приспособил Литовский замок под городскую тюрьму для уголовных преступников. Со второй половины XIX в. здесь содержались и политзаключённые, с начала XX в. - участники рабочего движения.
В дни Февральской революции политзаключённые были освобождены восставшими рабочими и революционными солдатами, а Литовский замок сожжён, и его почерневшие стены долго стояли неубранными. В 1930-1950-х гг. на месте тюрьмы возведены жилые дома.

Романовский проезд (дублер Невского)

"...В 1910 году архитектором Л.Н. Бенуа и инженером Ф.Е. Енакиевым был разработан проект дублёра Невского проспекта. Новый проезд должен был начинаться от набережной реки Мойки, проходить по участку дома № 13 Большой Конюшенной улицы. Эту улицу предполагалось назвать Романовским проездом. Проект Бенуа и Енакиева не был реализован..." [5]

Городская дума

"...В 1910 году Федор Енакиев, автор плана перестройки Петербурга (выполненного совместно с Л.Н. Бенуа и М.М. Перетятковичем), указал с обидой, что ни одно из событий, которые положили начало грандиозным переменам в жизни Петербурга - освобождение крестьян, установление гласного суда, установление городского и земского самоуправления, вплоть до манифеста 17 октября, - "не получило в столице достойного выражения в формах архитектурных, увековеченных камнем и металлом". Здания петербургских судебных учреждений и городской думы не только обветшали и лишены элементарного санитарного оборудования, но и "по внешнему виду не заслуживают чести быть символическими выразителями великих начал правосудия и свободного единения граждан". Формулировка Енакиева замечательна, она словно предвосхищает выводы Карла Шорске [6]. Но несмотря на развитие сознания городского населения и политический рост буржуазии столичная дума так и не добилась нового здания, достойного ее нового значения (то же самое можно сказать про Государственную думу, для которой Енакиев также требовал нового помещения..."
(Ева Берар. Столица и город: Символика гражданской власти, или история петербургской ратуши // Звезда. 2003. №5. С. 174-181) [7]

Каменноостровский проспект

"...Открытие нового Троицкого моста через Неву положило начало застройке Каменноостровского проспекта; он отличается от каменных коридоров предшествующей поры - фасадная застройка чередуется с площадями и открытыми зелеными пространствами.
Впрочем, преобладал в застройке Петербурга всё же "штучный" подход, и многие новые здания вошли в противоречие с исторически сложившейся средой центра..."
(История русской архитектуры / Под общ. ред. Ю.С. Ушакова, Т.А. Славиной. - 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Стройиздат, 1994. С. 526)

Большой пр. П.С.

В начале XX века Большой проспект П.С. был продолжен до реки Карповки, а площадь, ранее представлявшая собой просто расширение Архиерейской улицы у её пересечения с Каменностровским проспектом, была полностью застроена и приобрела свою современную форму. Первоначально она была безымянной. В 1920-е годы площадь получила имя Льва Толстого — несколько позже, чем переименованная в 1918 году в честь того же писателя выходящая на неё Архиерейская улица. [8]

Метрополитен

В 1909 году комиссия под руководством главного инспектора железных дорог А.Н. Горчакова разработала план включения Крюкова канала в одну из трех линий предполагаемого метрополитена, соединив канал с Балтийской железной дорогой.

(1909) Комиссия по выработке мероприятий для улучшения условий пассажирского движения на казенных железных дорогах С.-Петербургского узла под председательством Главного инспектора Министерства путей сообщения А.Н. Горчакова, обобщив многие прежние разработки, предложила прокладку трех линий метрополитена. [9] *1

Остров Голодай

"...Среди градостроительных замыслов предреволюционной поры выделяются план "преобразования Петербурга" Ф.Е. Енакиева, Л.Н. Бенуа и М.М. Перетятковича и проект "Нового Петербурга" И.А. Фомина на острове Голодай (ныне остров Декабристов). Однако в условиях тех лет осуществление столь масштабных начинаний оказалось невозможным..." [10]
(Ленинград: Путеводитель. 1986. С.71)

В 1912 г. архитектор И.А. Фомин (1872-1936 гг.) предложил идею широкого плана создания архитектурного ансамбля "Новый Петербург" на не освоенном тогда острове Голодай, где удалось выстроить лишь отдельное здание. Однако ни одно из интересных градостроительных предложений так и не было реализовано..."

Прочее

Славина Т.А. Преобразование Санкт-Петербурга ...на рубеже XIX–XX веков настоятельно требовалась очередная реконструкция: сложившаяся застройка не соответствовала стандартам столичной жизни, состояние транспортной и инженерной систем было критическим, уровень обустройства центра, а особенно рабочих окраин, – недопустимым с гигиенической точки зрения.
Подготовленный Ф.Енакиевым и Л.Бенуа проект комплексного преобразования Петербурга Городская дума признала "несвоевременным и могущим стеснить частную инициативу", упустив из виду справедливое замечание авторов проекта о том, что "частная инициатива нередко направлена против общих интересов". Впрочем, даже штучный подход к проектированию оставил городу сотни превосходных зданий. Сегодня они охраняются как памятники истории и культуры.
Охрана памятников зародилась в те же годы и стала одним из факторов, которому Петербург обязан своей цельностью и одновременно – пространством непрерывного конфликта, суть которого сформулировал в 1908 году крупный петербургский зодчий М.Лялевич: "Охи и ахи по поводу застройки Крестовского острова логически приведут к заключению, что топкие берега Невы до застройки были куда интереснее и поэтичнее нынешних набережных".
Сохранение через развитие и развитие через сохранение" – основа концепции реконструкции центра, выдвинутой петербургскими градостроителями (к сожалению, до сих пор не утверждена). Задача концепции – определить способы и допустимые границы сохранения и развития (преобразования).
Преобразование центральных районов Петербурга – историческая необходимость, отвечающая заложенной в современной градостроительной концепции идее перехода от экстенсивного к интенсивному типу развития города.
Движение капитала в исторический центр обеспечит расширение объема "центральных" функций, смену стандартов жизни, реконструкцию инженерной инфраструктуры.
Сегодня мы объективно оказались перед необходимостью выбирать третий путь – разрабатывать научно обоснованные рекомендации к проектированию, используя весь массив историко-теоретического знания. Российская архитектура знала периоды, когда профессиональная культура вынуждена была под давлением обстоятельств менять свой состав – содержание и форму "хранения" знания. Так было в начале XVIII века, когда в профессиональный обиход вошли проектный чертеж и архитектурная книга, резко изменившие ход и метод архитектурно-градостроительного процесса; так было в николаевскую эпоху (1830-1850), когда на фоне потребности в рациональном обосновании архитектурных решений начинается бурное развитие архитектурной науки.
Современный этап архитектурно-градостроительной деятельности, начавшийся с 1990-х годов, мы также вправе расценивать как переломный. Неудовлетворенность результатами утопически-технологизированного проектирования и строительства 1960-1980-х годов диктует необходимость возрождения "нормального" архитектурно-градостроительного процесса, основой которого является прямой контакт заказчика с архитектором-проектировщиком.
(Славина Т.А. Преобразование Санкт-Петербурга // Архитектура и строительство Москвы: Специальный выпуск журнала к сессии Общего собрания РААСН (Нижний Новгород, 16-19 мая 2001 г.) - М., 2001. № 2-3. С.??) [11]

Актуальность идей для начала XXI века

Волохова А.Ю. Актуальность градостроительных идей архитекторов Л.Н. Бенуа и М.М. Перетятковича для развития Петербурга начала XXI века // "Филология, искусствоведение и культурология: актуальные проблемы": материалы международной заочной научно-практической конференции (10 сентября 2012 г.). - Новосибирск: Изд. "Сибирская ассоциация консультантов", 2012. - 142 с. ISBN 978-5-4379-0125-0 Читать
Вот что Л. Н. Бенуа отмечал в своих рукописях: "Только решать вопросы с точки зрения архитектурно-художественной - нельзя. У каждого города имеется свое лицо, характер, а потому решать приходится техническую часть, т. е. удовлетворять современные потребности при сохранении возможно его внешнего вида, в этом и состоит вся трудность... Художественная сторона не есть еще главная в этом деле. Для города нужно создать такие условия, при которых в нем можно было бы жить, т. е. удобно ходить, ездить и главное производить всякое грузовое движение. Как в самом городе, так и в примыкающих к нему окрестностях - шоссейных, водяных и железнодорожных артерий с правильно расположенными станциями. Иметь хорошую питьевую воду и соответственно канализацию со всеми средствами очистки"...

Основной идеей проекта был перенос железнодорожного вокзала северо-западных дорог из-за Обводного канала ближе к центру города, к Троицкому собору.

Также планировалось, что Крюков канал будет засыпан, тем самым превратившись в великолепный проспект с выходом на Благовещенскую площадь (ныне площадь Труда) к Николаевскому мосту (Лейтенанта Шмидта).

Таким образом, по замыслу петербургских зодчих на правом берегу Невы на Троицкой площади образовывался новый общественный транспортно-деловой центр столицы, а также артерия для разгрузки городского движения. В тесной связи с этой композицией должны были оказаться Литовский замок и Новая Голландия. Вот как описывает это сам Ф.Е. Енакиев: "Литовский замок следовало бы отнести под управление комендантом С.-Петербурга, взамен неудобного помещения на углу Садовой и Инженерной улиц. Замок этот легко перестроить, по проекту М.М. Перетятковича, в флорентийском стиле с Кампаниллой, выходящеей на Мойку. Поцелуев мост должен быть расширен до Литовского замка, а постройки "Новой Голландии" могут быть приспособлены для зданий судебных установлений, лучшего места для которых в Петербурге не имеется. Затем открывается вид на Благовещенский собор, площадь пред собором, на Николаевский мост и Неву. Такого великолепного въезда в столицу, какой создается проектируемым проспектом, не будет иметь ни одна столица Европы"...

В проекте Ф.Е. Енакиева предлагалось также создать транспортного дублера Невского и Каменноостровского проспектов, которые уже тогда, являясь главными транспортными артериями, считались проблемными.

"От Троицкого моста параллельно Каменноостровскому проспекту, уже плотно застроенному в начале XXвека, с целью его разгрузки (через Аптекарский остров) предполагалась прокладка важной городской артерии, которая, ведя на Выборгскую сторону и открывая путь к Лесному проспекту, позволила бы соединить с помощью метрополитена исторический центр с новыми, проектировавшимися здесь огромными районами с населением в полмиллиона человек"...

Было предусмотрено в проекте и развитие северо-восточной части города, преобразование и устройство исторического центра города, однако осуществить в условиях тех лет столь масштабные начинания оказалось невозможным. В то время Городская Дума не поддержала идеи реализации данного проекта.

Но высказанные 100 лет назад такими великими людьми, как Ф.Е. Енакиев, Л.Н. Бенуа и М.М. Перетяткович, они нашли свое отражение уже в наше время... [12]

Градостроительство СПБ: начало XX века

"...Раньше других с попыткой наметить стратегическую линию эволюции Петербурга на ближайшие десятилетия выступил инженер-архитектор П. О. Сальманович. В лекции, прочитанной в 1897 году в Институте гражданских инженеров, он предложил переместить центр города на Охту, таким образом «основным направлением строительной деятельности» сделать «правый берег Невы». В этом районе, полагал Сальманович, через Неву следовало построить несколько постоянных мостов, и в первую очередь у Калашниковской набережной. Жилищное строительство, по его мнению, следовало развивать в южной части города, между Шлиссельбургским проспектом и Николаевской железной дорогой и «за Московскими триумфальными воротами с центром вблизи Чесменской богадельни». Большой резонанс вызвали предложения Л. Н. Бенуа в записке, представленной 4 марта 1908 года на рассмотрение Собрания Академии художеств. В ней зодчий, ссылаясь на европейский опыт, предлагал Академии возбудить перед городским вещественным управлением вопрос о разработке «полного проекта оборудования города в зависимости от насущных потребностей и роста его... при непременном основном условии сохранения художественно задуманных и исполненных частей, а главное, придерживаясь всей прелести характерностей нашей столицы». Хотя предложение Л. Н. Бенуа поддержала и Академия художеств, и председатель Совета министров П. А. Столыпин, городская управа сочла вопрос «преждевременным», стеснявшим частную инициативу. Это побудило Л. Н. Бенуа и в дальнейшем инициировать обращение Академии художеств к городским властям в связи с той же проблемой..." 
(Кириченко Е.И., Нащокина М.В. Градостроительство России середины XIX - начала XX века. Кн. 3: Столицы и провинция. - М.: Прогресс-Традиция, 2010. - С. 81-100).

Русские города начала XX в.

"Города. Экономическое развитие приводит к относительному росту городского населения (в 1913 г. оно составило 17% от общего числа жителей). Количественный рост сопровождался резкой интенсификацией использования городских территорий; наиболее плотной становится застройка городских центров, где земля была особенно дорогой и где концентрируются деловые, торговые, общественные здания и престижное жилище.
Неуправляемое развитие на протяжении почти полувека привело к резкому обострению проблем жизни города как функционального и социального целого. Ученые, архитекторы, муниципальные власти осознают необходимость радикальных мер по улучшению санитарно-гигиенических характеристик переуплотненных, тесно застроенных жилых территорий, особенно рабочих окраин, по организации движения транспорта, в том числе общественного (в эти годы на городских улицах появляется трамвай), по обеспечению города инженерными сетями.
Одновременно становится очевидным и ущерб, который приносит стихийная урбанизация городу как художественно организованному целому. Впервые после долгих лет забвения была увидена и осознана ценность иерархически построенной, композиционно завершенной структуры классицистических российских городов, и в первую очередь Петербурга с его великолепными дворцово-парковыми ансамблями.
Родилось такое понятие, как "архитектурный ландшафт", подразумевающее единство пейзажа, архитектуры, бытовых деталей. Впервые возникло отношение к городу как к памятнику архитектуры, заслуживающего постоянного внимания и охраны.
Осознание этих проблем привело к появлению проектов крупных градостроительных реконструкций. Широкие проспекты и площади, скомпонованные по принципам симметрии и композиционного единства, обильно озелененные внутриквартальные пространства, цельные жилые комплексы и монументальные общественные здания - таким виделся современный Петербург авторам проектов преобразования столицы - Л. Бенуа, Ф. Енакиеву, М. Перетятковичу (1910) и И. Фомину, разработавшему проект "Нового Петербурга" (1912-1914 гг).
Все эти проекты остались нереализованными, но частичное урегулирование застройки Петербурга всё же проводилось. Прокладывались новые улицы, упорядочивались и озеленялись пустыри в центре города, преобразовались некоторые кварталы..."
(История русской архитектуры / Под общ. ред. Ю.С. Ушакова, Т.А. Славиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Стройиздат, 1994. C. 525-526.)

Типы зданий

"Типы зданий. Сравнивая архитектуру рассматриваемого периода с периодом эклектики, мы не обнаружим принципиальных изменений в сфере профессионального метода, но то, чему научились архитекторы 1830-1890-х гг., мастера нового поколения делают с невиданным размахом и блеском. Всё полнее и глубже становятся научные обоснования принимаемых решений, это приводит к углублению типологических различий между зданиями разного назначения и к определенности их объемных характеристик (вытекающих из метода проектирования "изнутри-наружу", от функции к форме).
С развитием форм публичной и коммерческой жизни появляются новые типы общественных зданий: крупные многофункциональные деловые центры, кинематограф и телеграф, народный дом как прообраз культурно-просветительного центра, многофункциональное учреждение с помещениями для театра, клубной работы, библиотеки и пр. В городском образе жизни появилась новинка - занятия спортом - и в Петербурге строятся крытые спортивные залы.
В 1880-е гг. наметилась тенденция к укрупнению земельных владений в центральных частях Петербурга и Москвы. Скупая мелкие участки с устаревшими строениями, домовладельцы возводят огромные жилые массивы, вмещающие сотни квартир и занимающие иногда целые кварталы. Открылась возможность более цельного решения застройки, её пространственного обогащения; предпринимаются попытки повысить качество всех квартир, уравняв их по гигиеническим показателям и архитектурному решению. С этой целью архитекторы отказываются от замкнутых дворов, раскрывая их к улице огромной (на 3-4 этажа) въездной аркой или глубоким парадным двором-курдонером, или соединяя дворы в систему "внутренних" улиц."
(История русской архитектуры / Под общ. ред. Ю.С. Ушакова, Т.А. Славиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Стройиздат, 1994. С. 530-532.)

Строительное производство

"Строительное производство. Конструкция. Развитию архитектуры в начале XX века способствовали новые формы организации строительного производства. Реализация крупного архитектурного замысла - сложнейший процесс с большим числом участников; особенно сложной становится проблема координации их действий, если приём неординарен. В XIX в. роль координатора принадлежала архитектору, разные работы на стройке (каменные, плотничные, отделочные и пр.) вели обычно разные подрядчики. Теперь же появляются довольно крупные фирмы, которые объединяют в своем составе не только строительные и монтажно-строительные отделы, но также и производство конструкций, и проектирование.
Разворачивают деятельность интернациональные строительные фирмы, в которых отечественные архитекторы и инженеры работают вместе с зарубежными коллегами (так, со швейцарской фирмой "Майяр" было связано акционерное общество "Строитель", деятельности которого во многом обязаны распространение в российском промышленном строительстве железобетонных конструкций). Это сотрудничество обеспечивало интенсивный и плодотворный обмен прогрессивной научно-технической информацией.
(История русской архитектуры / Под общ. ред. Ю.С. Ушакова, Т.А. Славиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Стройиздат, 1994. С. 532.)

История канализации

...Великий греческий географ Страбон писал на рубеже старой и новой эры: "...римляне как раз заботились о том, на что греки не обращали внимания: о постройке дорог, водопроводов, клоак, по которым городские нечистоты можно спускать в Тибр... Клоаки, выведенные сводом из плотно подогнанных камней, оставляют даже достаточно пространство для проезда возов с сеном"... [13]

Толстой И.И.

Толстой И.И. Дневник. 1906-1916 / Публикация Л.И. Толстой. - СПб.: Фонд регионального развития Санкт-Петербурга; Европейский Дом; Европейский университет в Санкт-Петербурге, 1997. - 729 с. [14] 
Иван Иванович Толстой (1858-1916) [15] 
Министр народного просвещения Российской империи (1905-1906), последний Городской Голова Петербурга-Петрограда (1912-1916), нумизмат и археолог. C 1893 - вице-президент ИАХ: деятельное участие в составлении нового устава Академии и в коренном преобразовании ее. Способствовал основанию и устройству Русского музея в Петербурге. 1885-1890 - серетарь Императорского Русского археологического общества (интересы - нумизматика), а с 1899 г. состоял помощником председателя этого общества. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Могила этого ученого и общественного деятеля до нашего времени не сохранилась...

Примечания

1 - "...Тогда я посоветовал Чихачеву пригласить управляющим дорогой Андрея Николаевича Горчакова, который в то время был управляющим Курско-Киевской железной дороги и пользовался известным реноме, хотя это реноме и оказалось несколько дутым. Горчаков был очень хороший человек и недурной инженер, но человек очень узкий и своеобразно упрямый; во всяком случае, это был человек, по своему характеру и по своим основам, не подходящий к живому делу. Горчаков требовал таких преобразований, на которые Чихачев не соглашался, так как большая часть этих преобразований вызывала большие расходы, а Чихачев был человек практический, экономный, чего нельзя было сказать о Горчакове. Вследствие этого Горчаков, в конце концов, должен был уйти, пробыв в качестве управляющего железной дороги не боле 2-х лет. Ныне Горчаков служит главным инспектором министерства путей сообщения."
Граф С. Ю. Витте. Воспоминания. Детство. Царствования Александра II и Александра III (1849-1894). - СПб.: Изд. Слово, 1923. С. 78. [16]

Ресурсы

Персоналии Иллюстрации Литература Ссылки

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики