ФЭНДОМ

Файл:Peretyatkovich 1900x.jpg

Перетяткович Мариан Марианович (1872-1916)

Русский архитектор и преподаватель, закончил ИГИ. В архитектурном творчестве Перетятковича модерн сочетался со средневековыми мотивами, а также с чертами неоклассицизма, неоренессанса и "русского стиля" [1].

Биография

1872, 23 августа - М. М. Перетяткович родился в селе Усычи Луцкого уезда Волынской губернии. Происходил из дворян.
1890 - М. М. Перетяткович окончил Ровенское реальное училище.
1892 - М. М. Перетяткович окончил военное училище, произведен в корнеты 2 драгунского генерала-фельдмаршала Меншикова полка. Окончил военную службу в 1-м казачьем уманском полку (стоял в Закавказье), выйдя в запас в чине штабс-ротмистра ("Ваше благородие").
1896-1901 - М. М. Перетяткович обучается в Институте гражданских инженеров (ИГИ).
1901-1906 - М. М. Перетяткович обучеается в Высшем художественном училище Императорской Академии художеств (ИАХ). Дипломная работа "Зал для народных собраний" была исполнена в мастерской профессора Л. Н. Бенуа.
1904-1910 - М. М. Перетяткович совмещал обширную архитектурную практику с преподавательской деятельностью в Технологическом институте, на Высших Женских Политехнических курсах. Также читал курс лекций в Высшем художественном училище Императорской Академии художеств, в Николаевской инженерной академии. В то время архитектор проживал по адресу Гороховая ул., дом 64.
1907 - М. М. Перетяткович послан пенсионером ИАХ для завершения обучения в Италию, Францию, Бельгию, Голландию, Германию и Грецию. По возвращении из заграницы работал помощником архитекторов Г. В. Барановского, И. И. Рерберга, П. Ю. Сюзора. Многие проекты осуществил в соавторстве с М. С. Лялевичем.
1911 - Победил в конкурсе проектов Романовской грязелечебницы в Пятигорске. ...Председатель Общества архитекторов-художников граф П. Ю. Сюзор рекомендовал талантливого зодчего М. М. Перетятковича. Он не имел опыта в сооружениях такого рода и поэтому использовал в работе чертежи уже сооруженных Николаевских ванн в Ессентуках, где имелось отделение грязелечения. Перетяткович соединил в своем проекте величественную простоту фасада и максимум удобства для больных. Чтобы узнать непредвзятое мнение компетентных зодчих о своем проекте, он анонимно участвовал в конкурсе на грязелечебницу в Ессентуках, представляя эскизный проект, подобный пятигорскому. Из десятка представленных работ проект Перетятковича был признан лучшим, а второе место заняла работа молодого зодчего Е. Ф. Шреттера. Блестящая победа Перетятковича на конкурсе косвенно оценила достоинства и его пятигорского проекта [2].
1912 - По возвращении из пенсионерской поездки М. М. Перетяткович получает звание академика архитектуры.
1913 - М. М. Перетяткович удостоен звания академика архитектуры.
1915, 22 мая - М. М. Перетяткович умер от инфаркта в Киеве.

Разное

Мариан Перетяткович: постройки в Санкт-Петербурге

Институт Гражданских Инженеров императора Николая I (1832)
История Выпускники Офиц. сайт
ИГИ (1882) - ЛИГИ (1924) - ЛИИКС (1931) - ЛИСИ (1941) - СПбГАСУ (1992)
190005 Санкт-Петербург, ул. 2-я Красноармейская, д.4
Выпускниками вуза, в частности, разрабатывались проекты Генерального плана развития Ленинграда (В. А. Каменский, А. И. Наумов)

Книга А.К. Красовского "Гражданская архитектура" - наиболее популярная книга в этом учебном заведении. "Лозунг наш - преобразование прекрасного в полезное".

Помимо проектной и преподавательской деятельности, М. М. Перетяткович состоял членом таких общественных организаций, как Императорское Санкт-Петербургское Общество архитекторов, Общество архитекторов-художников, Совет Музея Старого Петербурга, работал в Комиссии по изучению и описанию памятников Старого Петербурга, состоял в редакционном совете журнала "Зодчий" (1908-1909).

"М.М.Перетяткович был также одним из ведущих теоретиков градостроительства, - пишет Б.М.Кириков. - Еще в 1907 г. зодчий говорил о необходимости разработки перспективного плана развития Петербурга. Он начал читать в Академии художеств общий курс градостроительства. Зодчий рассматривал город как организм... В 1910-1911 гг. М.М.Перетяткович совместно с Ф.Е. Енакиевым и Л.Н. Бенуа участвует в составлении проекта преобразования Петербурга, в котором ставились вопросы реорганизации пространственно-планировочной структуры города..." Как бы ни было в теории, на практике вопросы реорганизации и преобразования Петербурга зодчий решал путем строительства зданий-гигантов, претендующих на исключительную роль в структуре города. Хотя справедливости ради надо отметить, что своего учителя и старшего товарища он в этом отношении все же не превзошел. Выстроив за Биржей комплекс зданий повивально-гинекологического института, Леонтий Николаевич Бенуа сам исполнил роль злокозненной повитухи : архитектурным уродцем он подменил законное и долгожданное дитя - великолепную площадь, вынашиваемую Северной Пальмирой в течение двух столетий...
(Гостев И.Е. Петербургский портрет М.М. Перетятковича: Из сборника "Зодчие Санкт-Петербурга XIX - нач. XX века") [3].

Примечания

1 При строительстве дома Вавельберга на Невском проспекте архитектором были допущены градостроительные ошибки... (Славина Т.А. / 100 лет петербургскому модерну. Материалы научной конференции. - СПб.: "Альт-Софт", "Белое и Черное", 2000. - 256 с.)

Ресурсы

Персоналии Литература Ссылки

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики