ФЭНДОМ

Леонидов, Иван Ильич (1902-1959) - Советский архитектор

Леонидов повлиял на таких гигантов архитектуры ХХ века, как Ле Корбюзье и Райт, и придумал то, чем до сих пор пользуются архитекторы от Москвы до Бразилиа и от Нью-Йорка до Гонконга. И сделал он это, не построив ни одного здания. ...Не был реализован и другой его знаменитый проект - Дом Наркомтяжпрома на Красной площади - три разные по высоте и силуэту башни, соединенные между собой на разных высотах переходами. Зрелище могло быть феерическим - ведь у одной из них должны были быть стеклянные стены, и вечером этот столп света видела бы вся Москва. Позже Фрэнк Ллойд Райт построил такую сияющую башню для лаборатории компании Johnson.

Дом Наркомтяжпрома Леонидов создал в период, когда с ним уже боролись. Боролись не просто с Леонидовым, а с "леонидовщиной", ставшей в 30−е страшным ругательством. Означало оно, как писал журнал "Искусство в массы", "слепое подражание западным образцам, фетишизм архитектурных форм, развивающихся независимо от классовой борьбы, и игнорирование вопросов экономичности сооружений". Архитектор между тем делал бесчисленные проекты клубов, совучреждений и городов. На конкурс на Дом Центросоюза он подал проект, который восхитил соревновавшегося с ним Ле Корбюзье. Недаром кое-что от проекта Леонидова есть в здании, построенном французским мэтром на Мясницкой. ... В Академии архитектуры, где он работал после войны, ему поручали то большие градостроительные проекты, то разработку осветительной аппаратуры. Потому, в конце концов уйдя отовсюду, он проектировал только для себя. Проектировал то, что и положено настоящему утописту и мечтателю: Город Солнца - новую систему расселения, породившую целую волну подражаний в 60−е годы во Франции. ... Сам Леонидов в 30−е так ничего и не построил, если не считать той санаторной лестницы в Кисловодске.